Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, изобретатель; титан Возрождения; человек универсальных и многогранных познаний и умений; деятель, объединивший теорию, эксперимент и созидание, науку и искусство.
Из шедевров изобразительного искусства наиболее известны его картины "Мона Лиза" (“Джоконда”), "Дама с горностаем", "Мадонна Бенуа", фреска "Тайная вечеря", а также любимый учеными рисунок "Пропорции человека". Только лишь в качестве ученого и инженера Леонардо да Винчи внес значительный вклад в анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Одних только записей, содержащих научные проекты и изобретения, насчитывается около семи тысяч. В эскизах Леонардо есть, например, проекты и прототипы металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта.
Леонардо родился 15 апреля 1452 года в горном итальянском городке Винчи близ Флоренции у служанки Катерины и двадцатичетырехлетнего нотариуса сэра Пьеро ди Антонио (Пьеро да Винчи).
Леонардо появился на свет как внебрачный ребенок (бастард), но в те времена общество было весьма снисходительно к факту рождения таких детей. В буржуазных, дворянских и даже княжеских семьях (где их появление влияло на вопросы привилегий, наследования имений и синьорий) внебрачные дети воспитывались наравне с законными и нередко получали те же права.
Из дневника деда Леонардо - Антонио да Винчи: "1452 г. родился у меня внук от сэра Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3 часа ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломио да Винчи" .
Отец Леонардо - Пьеро да Винчи был потомственным нотариусом: аж в пятом поколении. Родоначальником семейной профессии стал его прапрадед, нотариус сэр Гвидо да Винчи: уже в 1339 г. на документах можно увидеть его подписи.
Нотариальная генеалогия самого Леонардо выглядит следующим образом: прапрапрадед - нотариус сэр Гвидо да Винчи; прапрадед - нотариус сэр Микеле да Винчи; прадед - нотариус сэр Пьеро да Винчи; дед - Антонио да Винчи (не нотариус, но женатый на дочери нотариуса); отец - нотариус сэр Пьеро да Винчи.
Прадед Леонардо первым освоил Флоренцию, где добился положения нотариуса Синьории. Этот замечательный город еще сослужит добрую службу как отцу Леонардо в делах профессии, так и ему самому, став alma mater гения эпохи Возрождения.
О семейном круге Леонардо в первые годы жизни можно узнать из составленного его дедом Антонио да Винчи в 1457 году флорентийского кадастра - описи имущества, составлявшейся для определения размеров податей и налогов. В кадастре - после перечисления своего недвижимого и движимого имущества - он перечислил, как это требовалось формой, следующий список членов своей семьи: "Антонио (названный выше), 85 лет; Монна Лучиа, моя жена, 65 лет; Сер Пьеро, мой сын, 30 лет; Франческо, мой сын, живет в деревне и ничем не занимается, 22 года; Альбиера, жена названного Пьеро и моя сноха, 21 год; Леонардо, незаконный сын названного Сер Пьеро, рожденный им от Катерины, теперь жены Аккатабриги ди Пьеро дель Вакка из Винчи, 5 лет".
Отец гения Пьеро да Винчи стал нотариусом в девятнадцать лет. Обучился профессии и практиковал во Флоренции, но проживал в родном городке Винчи. Кратковременный роман с матерью Леонардо Катериной произошел именно здесь. В 1452 году Пьеро женился на Альбьере Амадори, девушке своего круга, а Катерину выдал замуж за вышеназванного горца. Сына Леонардо Пьеро взял к себе.
Благодаря отцу Леонардо да Винчи получил хорошее воспитание и образование, свободно развивал способности к рисованию и точным наукам. Пока Леонардо рос, учился и рисовал, его отец делал карьеру и богател, расширял свою деятельность во Флоренции, где стал работать юрисконсультом монастыря св. Марии на Горе, а в 1468 г. получил высшую должность нотариуса республики. Тогда должность нотариуса приравнивалась должности первого магистрата исполнительной власти.
В 1465 г. скончалась мачеха Леонардо, добрейшая дона Альбьера. Сэр Пьеро в трауре пребывал недолго: на следующий же год он взял в жены Франческу Ланфредини, которая всего на пару лет была старше Леонардо. Сын отошел на второй план, но заботой обделен не был.
Сэр Пьеро хоть не славился особой внимательностью, однако сразу понял, что Леонардо вовсе не интересуется нотариальными делами. Рисунки, найденные в столе сына, заставили отца иначе взглянуть на его судьбу.
В 1466 году Пьеро перевез сына во Флоренцию, отдав его учеником в мастерскую знаменитого флорентийского художника и скульптора Андреа Вероккио (1435- 1488), где Леонардо и поселился - по старой традиции цеховых учеников.
Дело в том, что нотариус Пьеро да Винчи как "продукт своего времени" умел зарабатывать деньги и имел связи с влиятельными людьми (в том числе с Лоренцо Великолепным), водил знакомства и с представителями мира искусства. С Верроккьо у него были сугубо деловые отношения: не раз он помогал художнику оформлять разные бумаги. Они подружились, и, желая определить будущую карьеру сына, он привез ему однажды рисунки Леонардо, которые восхитили маститого художника. "Приводите вашего мальчика в любое время. Из него выйдет толк", - сказал Андреа.
Перед тем, как отдать сына "в обучение", он спросил его: "Ты уверен, что станешь первым, а не последним?" Сын не ответил - лишь искра полыхнула в его глазах. Отдать искусству , - решил Пьеро. И не ошибся.
В боттеге Верроккьо Леонардо заявляет о себе как о гении.
Что такое боттега? Это мастерская. В те времена любые мастера ценились - не то, что сейчас. Мастер - это фигура! И уж тем более художник.
Мастерская Верроккьо располагалась в самом центре города, неподалеку от дворца Гонди. Во Флоренции XV века боттеги являлись привилегией - это были просторные помещения, совмещавшее в себе торговую лавку, мастерскую и дом хозяина. Двери боттег были нараспашку - смотри не хочу, а над входом висела табличка с именем хозяина. В художественных боттегах творческий процесс проистекал на виду потенциальных покупателей и зевак. Мальчики-ученики проводили здесь дни и ночи. Вместе ели, спали, растирали краски, готовили дерево, делали наброски. Учитель - это был второй отец. Например, художник Донателло держал деньги в узелке, и каждый из его друзей и учеников мог в любое время взять из узелка столько, сколько ему нужно, не ставя в известность учителя.
Самого Вероккьо в шутку называли "пекарем", оттого что он всегда выходил к посетителям перепачканным алебастром. Он был хмур, но "работлив". Он даже умел чинить музыкальные инструменты. Сам Боттичелли - автор "Рождения Венеры" - его друг.
Леонардо начал с растирания красок и прочей черной работы, одновременно постигая законы живописи и рисунка. Но манера левши и гения стразу заявили о себе. Что ученики - сам мастер был поражен! Однажды он поручил ему фрагмент картины "Крещение Христа", и - о чудо! - нарисованный ангел словно "задышал". Это настолько ошеломило и потрясло учителя, что, бросив кисти, он поклялся больше к ним не прикасаться.
Сын нотариуса поступил в мастерскую скромным учеником, но уже через пятнадцать лет он выйдет из нее удивительным мастером.
Не считая постоянной материальной помощи, отец и в период ученичества сына, и в дальнейшем оказывал влияние на судьбу Леонардо да Винчи.
Иллюстрациями этого нам послужат сведения и прямые цитаты из книги М.А. Гуковского "Механика Леонардо да Винчи" (М., 1947).
Так, например, сэр Пьеро, по просьбе одного из своих крестьян, дал юному Леонардо расписать круглый кусок фигового дерева. Такие куски дерева, называемые "тондо", были в то время излюбленными украшениями жилищ невзыскательных поселян. Молодой художник, получив грубый и неровный кусок дерева, решил подшутить над заказчиком. Вместо того чтобы нарисовать на тондо что-нибудь неприхотливое, он решил создать изображение, вселяющее ужас, подобный тому, какой вселяла, по преданию, Медуза. Увлекшись не на шутку работой, Леонардо просиживал в своей комнате дни и ночи. И он справился. Было создано чудовище - настолько правдоподобное, что вошедший на показ почтенный сэр Пьеро отшатнулся и вскрикнул. В результате, понимавший толк в живописи, но расчетливый и прижимистый, как полагалось тогда хорошему нотариусу, Пьеро с похвалами и благодарностями забрал работу сына, но по дороге зашел в первую попавшуюся лавчонку, купил грошовое тондо с изображением пронзенного стрелой сердца и отдал его заказчику-крестьянину. Произведение же Леонардо Пьеро спустил за сто дукатов каким-то купцам, вскоре перепродавшим его втридорога герцогу Миланскому.
В 1476 г. у Пьеро рождается законный сын, однако его помощь первенцу не прекращается. Он как может "продвигает" талантливого сына, что усиливает рост популярности Леонардо.
Вот что писал М.А. Гуковский: "Интерес этот постепенно вырастал в настоящую известность, поддерживаемую, наверное, сравнительно высоким положением и богатством старого Пьеро, бывшего с 1469 г. нотариусом Синьории и, следовательно, близко стоявшего к правителям города. Желая выдвинуть своего сына, он не раз доставал ему выгодные и почетные заказы. Но медленно работающий, экспериментирующий, не укладывающийся ни в какие рамки молодой оригинал-художник, своей неисполнительностью безжалостно разрушал хитроумные комбинации своего трезвого родителя. Сведения об одном из таких случаев документы, по счастливому стечению обстоятельств, донесли до нас . 24 декабря 1477 г. флорентийская Синьория заказала Пьеро Поллайоло - одному из виднейших флорентийских художников - картину для часовни св. Бернардо во дворце Синьории. Договор точно определял сюжет картины и возможно короткий срок исполнения. Но Пьеро не суждено было выполнить заказ - уже 10 января 1478 г. та же Синьория передала заказ на эту картину Леонардо да Винчи, с оговоркой, что все предыдущие заказы этим аннулируются, причем не оговаривала ни сюжета, ни срока. Причин отнятия заказа от Поллайоло и передачи его Леонардо мы не знаем, но можно предположить, что здесь дело не обошлось без вмешательства влиятельного и вхожего ко всяческому начальству нотариуса. 16 марта Леонардо получил за работу, очевидно авансом, 25 флоринов, т. е. довольно значительную сумму, но этим, по-видимому, дело и оканчивается. Леонардо, вероятно, по своему обыкновению начал экспериментировать, готовить эскизы, делать зарисовки, а самая работа не двигалась с места. Затем появились другие заказы, и картина для дворца Синьории осталась невыполненной (…), и только в 1485 г. Филиппино Липпи, наконец, написал, эту картину. Что именно готовил Леонардо для дворца нам неизвестно, но этот (…) эпизод показывает, что уже двадцатилетним юношей Леонардо отличался (…) нежеланием укладываться в какие бы то ни было сроки, неуменьем довести до конца начатую работу, вспышками интереса к работе, сменяющимися охлаждением к ней. В этом, как и во многом другом, проявляется избалованный первенец богатого нотариуса, сформировавшийся на улицах Флоренции…"
Еще один факт, приведенный в книге: "В 1481 г., когда Леонардо было 29 лет и он уже, несомненно, был не начинающим художником, а более или менее известным мастером, он получил большой и серьезный заказ; как и при заказе 1477 г., в деле замешан рачительный Пьеро. Монахи церкви Сан Донато ди Скопето, расположенной в окрестностях Флоренции, получили около этого времени, по завещанию от некоего флорентийского торговца Симоне, земельное имущество с условием, что по достижении дочерью Симоне совершеннолетия, ей будет выплачено определенное приданое. Получение завещания, весьма выгодного для монастыря, и самое его оформление, по всей вероятности, было делом рук Пьеро да Винчи. Отец Леонардо специализировался на завещаниях и на монастырях. Нет ничего удивительного в том, что преуспевающий и стареющий нотариус, озабоченный тем, что его красавец-сын больше думает об экстравагантных нарядах, лошадях, странных и непонятных шутках и еще более странных и непонятных научных занятиях, чем о заработке денег, опять попытался выхлопотать сыну выгодное поручение. Он устроил так, что в счет завещанных монастырю благ Леонардо был передан заказ на образ для главного алтаря монастырской церкви. При этом хорошо знавший своего сына, наученный опытом заказа для дворца Синьории, трезвый и прижимистый нотариус предусмотрел такие условия заказа, которые должны были заставить работать молодого художника; по окончании же работы они должны были прилично обеспечить его.
Договор точно оговаривал срок исполнения работы и гарантии в случае невыполнения ее вообще. Очевидно, медлительность и непостоянство работы Леонардо уже тогда были известны. Через 24 или, самое позднее, 30 месяцев картина должна быть готова. За работу Леонардо получал третью часть завещанного монастырю участка, но все расходы по работе (закупка красок и т. п.) он брал на себя и, кроме того, должен был выплатить из своих средств приданое дочери завещателя. Из того, что договор оговаривал право монастыря на обратную закупку участка за 300 флоринов, а приданое состояло из 150 флоринов, мы можем заключить, что старый нотариус под сложной юридической формулировкой скрыл хороший заработок для сына.
Однако расчет Пьеро да Винчи не оправдался. Даже денежный пресс не мог быстро выжать из медленно экспериментирующего художника большую работу; к тому же известное нам по его ранним записям тяжелое материальное положение молодого Леонардо делало для него невозможным производство расходов, связанных с работой, - покупку красок, кистей и т. п. Нечего и говорить о том, что, когда пришлось (в июле 1481 г.) уплатить часть обусловленного договором приданого, Леонардо принужден был просить аванс в счет окончательной уплаты; аванс был ему выдан. Затем следует еще несколько мелких авансов на покупку красок, но работа подвигалась медленно, а затем, по всей вероятности, и совсем прекратилась. Вернул ли Леонардо полученные авансы и как вообще произошел расчет, мы не знаем; во всяком случае, только через 15 лет, в 1496 г., монахи заказали опять у вездесущего Филиппино Липпи и получили "Поклонение волхвов", заменившее так и не выполненную Леонардо работу".
Да, непостоянство, увлеченность разными занятиями и повышенная требовательность к себе мешали успеху Леонардо. Гуковский М.А. пишет: "Один заказ за другим проваливал молодой мастер, и слава о его неаккуратности, о его странных выдумках, мешавших работе, все больше распространялась по улицам любящей и умеющей сплетничать Флоренции. Постепенно даже хитроумные комбинации и влиятельные знакомства старого Пьеро теряли свою силу, работу получить становилось все труднее, а вместе с этим ухудшалось и материальное положение. Выделившийся из отцовской семьи (…), любивший широко жить, Леонардо все чаще попадал в неприятные ситуации…".
Отец помог Леонардо выпутаться и из другой неприятной ситуации. Тогда жители зорко следили за благочестием своих соседей, и каждый мог написать на любого анонимку, положив ее в ящик для доносов, которые висели во всех общественных местах и именовались " Уста правды". Одна из таких анонимок обвинила Леонардо, Вероккио и нескольких известных людей Флоренции в грехе содомии. Дело получило широкую огласку, но усердием сэра Пьеро Леонардо был признан невиновным. Истина ли предрешила исход дела или хитрость нотариуса - не известно.
Здесь мы говорили не столько о величии Леонардо, сколько об отдельных житейских фактах, связанных с отцом. Не все они возвышенны. Но вот Анна Ахматова сказала: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи..."
Однако впереди у Леонардо была целая жизнь. В результате он вошел в историю как гений.
Он мог бы продолжить дело своих предков, и Флоренция получила бы прекрасного нотариуса. Но какого гения тогда потерял бы весь мир.