kozlov@edict.ru
г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 56, оф. 26
С 30.12 по 8.01 - нерабочие дни, с 9.01 - по стандартному графику
Оставить заявку
Меню
Нотариальные действия
Главная / Нотариат Франции / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕГ, РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕГ, РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕГ, РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА.

Задача борьбы с грязными деньгами имеет основополагающее значение для нашего демократического общества.

Официальные данные вызывают тревогу: общая сумма доходов от преступной деятельности во всем мире достигла 1600 млрд. евро, это больше, чем бюджет Франции (1400 млрд.).

Поэтому очень важно, чтобы государства боролись с этим ужасным преступлением и напастью, которое являет собой отмывание грязных денег, коррупция и финансирование терроризма.

Конфискации имущества и активов от этой деятельности не является достаточно, и крайне важно, начать искать проблему выше.

Необходимо, чтобы экономические субъекты, независимо от их положения, дали возможность быть отслеженными в операциях, то есть, заставить их уважать формальности, которые позволят узнать, кто чем владеет, кто что покупает, как финансируются инвестиции и откуда поступают деньги.

В этой области наше континентальное право имеет главное приимущество - это нотариально удостоверенный акт. Прозрачность такого акта вместе с его официальным характером, невозможность делокализации, в отличие от акта, совершенного в простой письменной форме, прослеживаемость позволяют точно идентифицировать участников, указать источник финансирования, имя используемого банка и номер счета, что позволяет информировать специализированные органы по борьбе с такого рода операциями. Это не случайно, что страны, которые не укладывают нотариально удостоверенный акт для сделок с недвижимостью или при создании компании считаются наиболее плохо подготовленными для борьбы с этим видом преступности в мире.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ»

Отмывание денег – это сокрытие источника происхождения денег, полученных незаконным путем, которые называют «грязные деньги», чтобы реинвестировать их в законную деятельность.

Оно определено в правовом плане в Уголовном кодексе и международных конвенциях, в которых участвует Франция.

За определением ФАТФ, отмывание денег заключается в возвращении в оборот денежных средств, полученных преступным путём, чтобы скрыть их незаконное происхождение.

Статья 324-1 нашего Криминального кодекса определяет отмывание денег как «факт создания любой ценой благоприятных условий для ложного обоснования источника происхождения имущества или доходов лица, совершившего преступление или правонарушение, принесшего ему прямую или косвенную выгоду».

Отмыванием денег также является факт содействия доверительной операции сокрытия или конверсии прямого или косвенного дохода, полученного преступным путем.

В частности, отмывание денег состоит в возврате в оборот денежных средств, полученных в результате организованной преступной деятельности (торговля наркотиками, торговля оружием, сутенерство, хищение государственных денежных средств).

Возврат в оборот полученных преступным путем денег состоит в их направлении по обычным финансовым каналам для получения прибыли от законной деятельности.

Точно так же обстоят дела с финансированием терроризма, когда для террористических целей используются средства, источник происхождения которых может иметь вполне законный характер.

КАКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ?

A/Международные документы:

- Конвенции Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 года, 9 декабря 1999 года, 15 ноября 2000 года и 31 декабря 2003 года,

- Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990

- сорок рекомендаций, разработанных ФАТФ в 1990 году по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и их распространения.

B/ Европейские документы:

- директива Совета Европы от 26 октября 2005 года, известная как "Третья директива" (после директив от 10 июня 1991 года и 4 декабря 2001 года)

- предлагаемый вариант четвертой директивы по борьбе с отмыванием денег, опубликованный в феврале 2013 года.

C/ Национальные нормы:

- постановление от 30 января 2009 года и Закон от 12 мая 2009 о принятии третьей европейской директивы.

- несколько подзаконных нормативно-правовых актов и постановлений к этому закону.

Все методы борьбы с отмыванием денег во Франции были кодифицированы в Валютно-финансовом кодексе.

КАКИЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ ПРИМЕНЯЮТСЯ ВО ФРАНЦИИ?

Закон заставляет некоторых специалистов выполнять три обязанности:

- обязанность «проявлять бдительность», которое предусматривает различные проверки личности клиента и источников средств, которые они используют.

- обязанность «заявлять о подозрении», согласно которому профессионалы должен сообщить компетентным органам информацию о некоторых операциях, над которыми они работают со своими клиентами,

- обязанность «сохранять документы»

Мы вернемся к каждому из них, но сначала

Какие профессионалы задействованные?

До лиц, на которых распространяется обязанность помогать в борьбе с отмыванием денег, в основном относятся:

- «финансовые учреждения»: банки, страховые компании и брокеры, паевые инвестиционные фонды, инвестиционные компании, специалисты, действующие на регулируемом рынке финансовых инструментов, инвестиционного консалтинга и финансовых инвестиций, ручные валютные дилеры;

- специалисты по недвижимости («лица, которые выполняют, управляют и консультируют по операциям, связанным с приобретением, продажей, передачей или арендой недвижимости»);

- казино, игровые клубы и организаторы азартных игр;

-торговцы драгоценными камнями, драгоценными материалами, антиквариатом и œпроизведениями искусства;

- бухгалтеры и аудиторы;

- судебные аукционисты и компании по добровольной продаже движимого имущества на публичных торгах;

- и, наконец, «нотариусы, судебные приставы, судебные администраторы и законные представители ликвидации компаний (...), юристы Государственного совета и Кассационного суда, адвокаты и поверенные при апелляционных судах».

Нотариусы вошли в этот список отдельным пунктом в 2004 году.

Какие меры касаются нотариата?

Обязанности нотариуса будут отличаться в зависимости от характера его отношений с клиентом.

- если нотариус дает индивидуальную юридическую консультацию, он должен быть бдительным, но на него не распространяется обязанность «заявлять о подозрении» (за исключением случая, когда предметом самой консультации является отмывания денег или финансирование терроризма) или обязанность «сохранять документы».

- если нотариус имеет постоянные деловые отношения с клиентом при выполнении традиционной нотариальной деятельности, он обязан бить бдительным на протяжении всего временя существования деловых отношений, заявлять о подозрении и сохранять документы.

В соответствии со статьей L 561-2 Валютно-финансового кодекса, на нотариуса распространяются такие обязанности

1° ОБЯЗАННОСТЬ ПРОЯВЛЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ:

Нотариус обязан проявлять постоянную бдительность на протяжении всего периода деловых отношений: нотариус должен постоянно обеспечивать согласованность операций, выполняемых клиентом, с помощью обновленной информации, которой он располагает.

Какие проводятся проверки?

a) идентификация сторон:

Он должен проверить удостоверение личности или паспорт и сделать копию для физических лиц, потребовать официальную выписку из Государственного реестра юридических лиц и копию обновленного устава для юридических лиц, и, конечно, проверить доверенности.

Особую бдительность следует проявить, если клиент отсутствует: при отсутствии заверенной доверенности следует потребовать доверенность, заключенную в простой письменной форме с заверенной подписью.

b) идентификация реального бенефициара операции:

Реальным бенефициаром является тот, кто владеет более чем 25% активов и 25% капитала компании, в которой он имеет контроль над органами управления и администрации.

c) контроль над операцией;

Нотариус обязан проверять соответствие между суммой сделки, ее целью и статусом клиента.

d) проверка источника и назначения денежных средств:

- бдительности нотариуса особенно обеспечивается указом от 20 марта 2013, который предусматривает обязательное использование платежного поручения для любого акта, на который распространяется положение о гласности вещных прав на недвижимость (купля-продажа, дарственная на недвижимое имущество, передача недвижимого имущества компании). Порог для этого требования составляет 10 000 евро на 1ое апреля 2013 и 3000 евро на 1ое января 2015 года.

Эта мера, разработанная для отслеживания платежей, означает, что нотариус не может оплатить чеком цену реализации и не может принимать чеки, и даже банковские, для оплаты покупной цены или даже для оплаты расходов на реализацию договора.

Кроме того, указ предусматривает, что плательщик вначале платежного поручения должен указать имя поставщика платежных услуг, имя бенефициара платежного поручения, и формулировку сделки (предмет уплаты и обозначение акта).

- кроме того, согласно хартии, подписанной в апреле 2012 года между нотариатом и Депозитно-ссудной кассой (CDC), нотариус предоставляет информацию, указанную выше, по просьбе CDC.

ПРИМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЯЗАННОСТИ СОБЛЮДАТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ:

На нотариуса возлагается обязанность оценивать в зависимости от конкретного случая, в каждой операции, уровень риска: если риск высокий, то следует проводить жесткую проверку.

Таким образом, бдительность должна быть усилена, если:

- клиент не присутствует физически

-клиент является политически уязвимым лицом и не проживает во Франции.

- если бенефициаром предлагаемой сделки является аноним

- если сделка касается клиента какого-либо государства, не участвующего в борьбе с отмыванием денег.

2° ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЯВЛЯТЬ О ПОДОЗРЕНИИ

A) что такое подозрение?

Понятие «подозрение» не имеет нормативно-правового определения.

Подозрение не является ни уверенностью, ни убеждением, ни даже высокой вероятностью. Оно должно появиться, когда из-за отсутствия информации о сторонах сделки или происхождении и назначении используемых средств, или, когда трудно понять согласованность правовых или экономических операций, существует возможность, даже непроверенная, что используемые средства, исходят от преступной деятельности.

B) когда необходимо сделать заявление о подозрении?

Обычно обязанность сообщать о доходах от преступлений наказывается лишением свободы на срок более одного года, за исключением случаев уклонения от уплаты налогов. В случае возникновения уклонения от уплаты налогов, постановлением от 16 июля 2009 года установлено 16 критериев, и заявление не будет необходимым, если уклонение от уплаты налогов, по крайней мере, не отвечает одному из этих критериев.

Очевидно, что заявление должно быть неизменным, если после усиленной проверки неустановленно лицо, выдавшее платёжное поручение или фактического бенефициара операции, или управленческие структуры которые предоставляют средства, а также при операциях с государством или территорией, которые отказываются от сотрудничества.

a) в общем случае: примеры нарушений:

- аномалии, связанные с клиентом:

Клиент не имеет никакой связи ни с нотариусом, ни с регионом, в котором находится нотариальная контора, или он неоднократно обращался к разным нотариусам и не продлевал сотрудничество с ними без объяснения причин.

- аномалии, связанные с условиями оплаты:

Сомнения по поводу происхождения денежных средств данных взаймы членами семьи клиента, оплата вне отчетности нотариуса без уважительных причин...

- аномалии, связанные с согласованностью операции:

Например, замена в последний момент покупателя, недвижимость покупается и продается быстро без всяких видимых причин, несоответствие между позицией одной из сторон и экономическими условиями сделки, установление завышения или занижения цены по отношению к рынку.

b) нарушение, связанное с сообщением о доходах, полученных вследствие уклонения от уплаты налогов.

Это нарушение не имеет значения, если один из 16 критериев, определенных Валютно-финансовым кодексом может быть сохранен в операции. Каковы эти критерии?

- использование подставной организации, деятельность которой не согласуется с целью компании,

- выполнение финансовых операций компанией, которая часто вносит изменения в уставные документы, что не оправдано экономическим положением компании.

- использование подставного физического лица, которое как бы действует от имени компании.

- выполнение финансовых операций несовместимых с обычной коммерческой деятельностью компании или реализация подозрительных сделок в сферах уязвимых к мошенничеству с НДС

- значительное и необъяснимое увеличение сумм в течение короткого периода, зачисленных на новые или не активные до того времени счета, или использование компаний "спящих" после внесения изменений в уставные документы.

- выявление несоответствий в счетах-фактурах или заказах на поставку, предоставленных в качестве доказательств финансовых операций.

- необъяснимое использование временных счетов, баланс которых часто близок к нулю,

- частое снятие наличных или оплата наличными профессиональных счетов, не обоснованное экономической деятельностью.

- трудности в идентификации реальных бенефициаров и взаимосвязи между происхождением и назначением средств,

- международные финансовые операции без видимой юридической или экономической причины

- отказ клиента или невозможность предъявить документы об источниках средств.

- перевод средств в другую страну после их репатриации в виде кредитов.

- создание неплатежеспособности в результате быстрой продажи активов связанных физических или юридических лиц, или отражающих четкий и неоправданный дисбаланс.

- регулярное использование лицом, проживающим и действующим во Франции, счетов иностранных компаний.

- взносы средств частным лицом без предоставления им ведомостей о его деятельности или финансовом положении.

- реализация сделки с недвижимостью по явно заниженной цене.

Критерии подозрения трудно применить на практике: редко операция объективно имеет вид отмывания денег (например, страна, в которой процветает коррупция, или которая считается центром незаконного оборота наркотиков, приобретает недвижимость во Франции за счет средств банка, расположенного в «налоговом рае»).

Подозрение рождается при наличии ряда признаков.

Нотариус должен провести тщательные проверки и руководствоваться прагматическим подходом, чтобы определить, действительно ли следует делать заявление подозрения.

Этот подход состоит из пяти этапов:

- во-первых, обнаружение аномалий связанных с клиентом, условиями оплаты и/или последовательностью операций,

- анализ расхождений с учетом знаний о клиенте,

- в случае сомнений, запросить дополнительную информацию

- на основании этой информации разрешить или наоборот подтвердить сомнения,

- если сомнение подтвердится, сделать заявление в ТРАКФИН.

В случае неуверенности в том, стоит ли делать заявление о подозрении, нотариусы могут связаться с ТРАКФИН, чтобы обсудить этот вопрос с одним из своих инспекторов. Как правило, после этого нотариус не получит точных указаний, но сможет задать себе вопросы, которые помогут ему решить, что делать и которые он будет вправе решать сам и поэтому будет лучше информированным, если он решит сделать заявление.

Чтобы понять, следует ли делать заявление, специалисту не следует полагаться на вероятность того, что другая структура, как, например, банк, сделала заявление заранее. Поведение любой из структур, которые могут вмешаться в процесс, не освобождает других от их обязательств. Эффективность борьбы с отмыванием денег требует, чтобы каждое звено в цепи действующих лиц сформировало свое собственное мнение о сделке с имеющимися доказательствами и стадии, на которой его просят вмешаться в ситуацию. Именно ТРАКФИН имеет право сделать оценку всей операции.

C. Кто должен сделать заявление о подозрении?

Только нотариусы уполномочены сделать заявление о подозрении, какой бы не была форма их профессиональной практики. Они также являются единственными уполномоченными контактировать с ТРАКФИН и получать уведомление о получении их заявления.

Отсюда следует, что каждый нотариус, партнер или сотрудник должен лично передавать сообщения о подозрительных делах, о которых он уведомлен. Он не может передать эту обязанность другому коллеге в структуре, в которой он работает (например, управляющему партнеру) или сотруднику офиса. С другой стороны, работник не может обратиться в ТРАКФИН, он должен сообщить о своем подозрении нотариусу, который будет решать, подавать ли заявление.

В зависимости от размера и структуры нотариальной конторы, нотариус может прямо не знать обо всех делах, которые в ней ведутся. Именно поэтому он обязан осуществлять брифинги и осведомлять своих сотрудников о методах борьбы с отмыванием денег и процедуры, направленные на получение информации, которая, может оправдать заявление о подозрении.

D- Кому заявлять о подозрении?

Заявления о подозрении должны быть сделаны исключительно в специализированных структурах, называемых ТРАКФИН. Это национальная служба при Министерстве экономики и финансов, работающая на административном, но функционально независимом уровне.

ТРАКФИН получает заявления от всех финансовых учреждений и специалистов, работающих в системе борьбы с отмыванием денег.

Отметим, разница между обязанностями нотариусов и адвокатов, состоит в том, что адвокаты подают свои заявления председателю коллегии адвокатов, к которой они принадлежат. Именно председатель в свою очередь передает заявления, которые он получает, в ТРАКФИН, тогда как нотариусы должны напрямую и исключительно направить свои заявления в ТРАКФИН.

Заявление о подозрении является конфиденциальным (статья 561-19 Валютно-финансового кодекса).

Из-за угрозы уголовного наказания, нотариус не может раскрыть факт заявление ни владельцу денег или автор сделки, ни третьему лицу (за исключением, уполномоченных третьих сторон, таких как нотариальная палата, в случае необходимости). Дело в том, что рекомендация клиенту не принимать участие в незаконной деятельности не является раскрытием.

Судебные органы могут получить документы по заявлению, по запросу ТРАКФИН, когда это необходимо для реализации œответственности заявителя, который может быть вовлечен в механизм отмывания денег или финансирования терроризма.

E- Как сделать заявление о подозрении?

1. Как передать заявление в ТРАКФИН?

Существует множество юридически равноценных путей. –

Заявление в электронной форме

Этот способ в настоящее время наиболее предпочитаемый ТРАКФИН. Заявление осуществляется через Web-сайт, безопасность которого обеспечивается ТРАКФИН.

Письменное заявление

Заявление может также быть направленно в ТРАКФИН на бумаге, после его подписания заявителем должным образом, либо почтой (преимущественно заказным письмом с уведомлением о вручении), либо курьером, прямой передачей или телефаксом.

Устное заявление

Также возможно сделать заявление о подозрении в ТРАКФИН в устной форме.

В теории, ничто не мешает тому, чтобы сделать заявление по телефону; но все же эта возможность допускается в ТРАКФИН на практике, только, если существует уверенность в лице и статусе заявителя.

Устное заявление в помещениях ТРАКФИН возможно только, если заявитель взял прикрепление со службы.

Каким бы ни был способ передачи заявления, его содержание должно быть тем же. В любом случае, ТРАКФИН подтверждает получение заявителю в письменном виде, или согласно с другими условиями, оговоренными с ним, за исключением, если заявитель œжелает противоположного в своем заявлении.

ТРАКФИН предпочитает получать письменные заявления, поскольку их легче использовать. Написанное также представляет собой гарантию для заявителя, в случае если в дальнейшем к нему предъявят претензии за то, что он не проявил бдительность в некоторых аспектах дела; письменное заявление тогда является более надежным доказательством старательности заявителя.

Наконец, не смотря на то, является ли заявление письменным или устным, оно имеет те же гарантии конфиденциальности от ТРАКФИН, причем, содержание устных заявлений в любой случае записывается в ТРАКФИН с пометкой имени заявителя.

2. Содержание заявления

ТРАКФИН разработал бланк-образец, предназначенный помогать специалистам в подаче их заявлений.

В более широком смысле, чтобы его можно было использовать, заявление о подозрении должно включать следующую информацию:

- идентификацию личности заявителя и элементы идентификации участвующих в операции сторон;

- обобщение сути операции или акта, подчеркивающее ключевые моменты;

- причины, по которым возникли подозрения к операции;

- важно: когда заявление касается операции, которая еще не была выполнена, в ней должен быть указан срок ее выполнения, если это возможно, например дата, предусмотренная для подписи акта, даже если этот срок очень короток. Это указание срока, в случае необходимости, ускорит решение ТРАКФИН опротестовать выполнение операции (см. далее).

После его написания, заявление датируется и подписывается заявителем. Оно может сопровождаться проектом акта и копией документов, которые подкрепляют подозрение.

И наконец, в нем уточняется возможное пожелание заявителя о получении от ТРАКФИН подтверждения о принятии заявления. За отсутствия пометки об этом, ТРАКФИН подтвердит получение.

F -Когда необходимо составить заявление о подозрении?

* как правило, до осуществления операции

Заявление должно быть составлено, как только появилось подозрение и, предпочтительно, до выполнения операции, чтобы ТРАКФИН смог реализовать при необходимости свое право протеста.

Касательно этого вопроса, заявление должно быть подано, даже когда выполнение операции неизбежно. В заявлении отмечается неизбежность выполнения операции, например, указывается подписание акта, предусмотренные дата и время его подписания.

• апостериорные заявления

В случае если нотариус не подал заявление о подозрении до осуществления операции и затем понял, что он должен был это сделать, ему следует сделать это немедленно. «Запоздалое» заявление действительно не дает ТРАКФИН возможность, которая и так очень редко осуществляется, опротестовать операцию.

Нотариус сможет тогда уточнить в ТРАКФИН причины, из-за которых он не смог подать заявление раньше.

- заявления в рамках подготовительных актов

Нотариус должен подать заявление о подозрения не только, когда он принимает участие в осуществлении операции, но также, когда он помогает клиенту в его «подготовке».

Для нотариуса, постает особый вопрос, когда его попросят вмешаться в составление подготовительных актов для осуществления главного акта, в подготовке которого он не принимал участия. Такое случается именно, когда его просят составить доверенность или даже заверить подпись.

Если нотариус не владеет в этих обстоятельствах некоторой информацией о документе, эквивалентною той, которая у него была бы в рамках осуществления главного акта, его могли бы упрекнуть с другой стороны в том, что он не проверил личность сторон' (см. далее), поставив минимум вопросов о главной операции и не заявил о противоречивостях, которые могли бы иметься в собранной информации.

- дополнительные заявления

Нотариус должен также сообщить в ТРАКФИН «любую информацию, которая может изменить оценку положения, ставшего основанием для заявления о подозрении», в смысле усугубления или ослабления подозрения. Он должен включить в дополнение те части информации, которые стали ему известны после подачи им заявления

G- Результаты заявления о подозрении

- воздействуют на подписание акта или продолжения отношений с клиентом:

ТРАКФИН может «опротестовать выполнение операции» получив заявление о подозрении. Извещение о таком протесте переносит, что происходит редко на самом деле, подписание акта или выполнение операции на срок, не превышающий 12 часов, который может быть продлен при необходимости. Извещение о протесте ТРАКФИН должно появиться в срок осуществления операции, который был указан в заявлении о подозрении. Соответственно, если ТРАКФИН не уведомил о своем протесте в этот срок, нотариус не должен ожидать это уведомление со своей стороны; он должен нормально продолжить операцию или подписание акта в оговоренные со сторонами сроки.

- результаты дальнейшего преследования заявителя

Нотариус, который осуществил чистосердечное заявление о подозрении, не может впоследствии преследоваться за разглашение профессиональной тайны или привлекаться к гражданской ответственности или профессиональным санкциям.

В законе также говорится, что, если, после заявления о подозрении, операция была выполнена без протеста ТРАКФИН, заявитель не может преследоваться впоследствии в уголовном порядке за отмывание денег. Разумеется, дело будет обстоять по-другому, если будет доказано существование мошеннического согласования между специалистом и владельцем средств или автором неправомерной операции.

- последствия по отношению к ТРАКФИН

Помимо случаев, когда заявитель попросил не присылать подтверждение о получении своего заявления, ТРАКФИН отсылает его в письменном виде (заказным письмом с уведомлением о вручении) и по адресу, указанному в заявлении. Заявитель и ТРАКФИН могут договориться об особых условиях этого извещения.

Когда, впоследствии анализа собранной информации, ТРАКФИН считает что имеет достаточно доказательств совершения отмывания денег, он передает дело в компетентную территориальную прокуратуру, без прикрепления заявления или заявлений, без имени или статуса заявителей о подозрении к проанализированной информации.

Заявителей информирует о передачи этого дела ТРАКФИН.

3°) ОБЯЗАННОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОКУМЕНТЫ:

Заинтересованные нотариусы должны хранить в течение пяти лет следующие документы:

- копию заявления о подозрении и приложения

- подтверждение получения заявления

- документы, относящиеся к операциям

- такие документы как записи характеристик операций, например карточки бдительности обычного клиента/разового клиента

- документы, подтверждающие, что нотариус пытался узнать являлся ли клиент политически уязвимым лицом (запросы в базах данных)

Настоятельно рекомендуется сохранить копию заявления о подозрении и подтверждение получения в папке: на случай изъятия документов судебным органом, если клиент, который является предметом заявления, мог знать о его происхождении.

Санкции

Нотариус может быть обвинен в трех видах правонарушений:

- небрежность в выполнении обязанностей бдительности и заявления:

Если нотариус действовал добросовестно, он будет подвергнут дисциплинарному взысканию Дисциплинарной региональной палаты или Суда Большой Инстанции (TGI),

Если же он действовал сознательно, нотариусу грозит до пяти лет лишения свободы и штраф в размере 375 000 евро, и плюс дисциплинарные взыскания.

- соучастие в отмывании денег:

Преступление «соучастие в отмывании денег» карается лишением свободы на пять лет и штрафом в размере 375 000 евро.

Неподача заявления о подозрении считается соучастием в отмывании денег.

- разглашение факта заявления о подозрении:

Разглашение карается штрафом в размере от 22 500 евро

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, возникающие у нотариусов в связи с подачей заявлений о подозрении

a) разглашение профессиональной тайны

С принципиальной точки зрения, нарушение принципов хранение профессиональной тайны, несомненно, имеет место, однако оно разрешено и носит законный характер.

1°) Профессиональная тайна, хранимая нотариусом, всегда рассматривалась в качестве «полной и общей».

Общая, поскольку касается всего того, что нотариус способен узнать при исполнении своих служебных обязанностей.

Полная, поскольку никто не может освободить нотариуса от обязанности хранить данную тайну - ни председатель судебной коллегии, ни прокурор, ни даже судья. Нотариус может ссылаться на эту тайну в качестве законного препятствия правосудию независимо от того, идет ли речь о гражданских или же уголовных делах.

Напомним, что обязанность сохранения тайны направлено на защиту клиента, который является бенефициаром, а не нотариуса, который является держателем. Она вытекает из принципов права на неприкосновенность частной жизни.

2°) Положение TRACFIN в значительной степени нарушает принципы профессиональной тайны, однако подобное нарушение оправдано самим законом.

Высший интерес общества разрешает пожертвовать профессиональной тайной и уважением к частной жизни.

b) проблемы на практике

1ая) Трудности в подходе

Заявления о подозрениях, подаваемые нотариусами, весьма малочисленны. (995 в 2012 на 27237 в общей сложности), хотя нотариусы вносят основной вклад в секторе нефинансовых профессий.

Почему так мало заявлений о подозрении от нотариусов?

Положение нотариуса не из самых легких, поскольку свою работу он выполняет лишь на завершающем этапе сделок о передаче в собственность недвижимого имущества. Кроме того, выявить факт отмывания денег во внешне законной операции не всегда легко.

ТРАСФИН в своем последнем докладе указывает на две вещи:

- количество заявлений о подозрении неодинаковое в разных регионах Франции: Иль-де-Франс и Рона-Альпы приходят на ум.

- заявления о подозрении в основном подаются нотариусами относительно сделок с недвижимостью. Кажется, что бдительность должна быть усилена именно в случаях продаж торговых активов, но и дарения и наследство, также могут быть средствами отмывания денег.

2e) Вторая трудность: требование конфиденциальности:

Требуется обеспечить анонимный характер заявления о подозрении. Нельзя упрекать нотариуса тогда, когда он делает устное заявление, так как это предусмотрено законодательством, и тогда, когда он чувствует, что разглашение тайны может быть опасным.

3e) Третья трудность: более формальная

Речь идет о последствиях заявления о подозрении.

Не нужно, чтобы судьи или служащие ТРАКФИН считали, что нотариус просто обязан давать показания и исполнять роль доносчика, что им можно пользоваться, чтобы заманить в ловушку мошенника, а если нотариус отказывается от сотрудничества, его можно обвинять в соучастии.

4e) Четвертая трудность: проблема определения соучастия в отмывании денег:

Определение отмывания денег является весьма широким и предусматривает множество толкований. Инкриминирование соучастия в отмывании денег возможно при:

- факте содействия любыми средствами,

- факте личного «содействия». Таким образом, простого совета может быть достаточно для определения состава преступления.

Как определить, когда может наказываться пассивное отношение? Опасность состоит в том, что простая неосторожность или отсутствие проницательности могут приравниваться к соучастию.

СЛОВОМ, все названные практические затруднения усугубляются еще тем, что:

• операции по отмыванию денег крайне различны и разнообразны;

• данные операции могут вытекать из вполне законной деятельности. Реальный факт не обладает преступным характером. Однако именно внешние по отношению к действию факторы придают ему данный характер.

С юридической точки зрения трудность заключается в определении критериев, являющихся причиной превращения повседневной деятельности в преступную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право на подозрение трудно поддается регулированию.

В борьбе с особо опасными преступлениями нотариат всегда стремился сотрудничать как с органами правосудия, так и с другими ведомствами.

Нотариусы усилили свою бдительность, и, сталкиваясь с сомнительными операциями, стремятся доказать свою сознательность.

Эта юридическая профессия предоставляет наибольшее количество сообщений о подозрительных операциях. Для справки, в 2012 году адвокаты сделали только 10 заявлений, тогда как нотариусы более 995.

Поэтому сотрудничество с TRACFIN направлено на проявление внимания к нотариату и расширение практики заявлений о подозрениях, несмотря на практические затруднения и, слабые средства выявления таких случаев, которыми располагают нотариусы.

Но параллельно, органы государственной власти должны обеспечить связь между превентивными и репрессивными мерами.

- Во Франции, например, несмотря на неоднократные просьбы от нотариусов, не обязательно использовать нотариально удостоверенный акт при составлении уставов компаний работающих с недвижимость и продажи акций этих компаний.

- ЕС со своей стороны хочет улучшить инструменты борьбы с отмыванием денег. Европейская комиссия, для этого, предложила четвертую директиву - «директиву о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма».

Основные элементы этого предложения:

- снижение порога для наличных платежей от 15 000 до 7 500 евро для лиц торгующих товарами или предоставляющих услуги.

- указание точных данных о реальном бенефициаре и обязанность юридических лиц располагать информацией о своих собственных реальных бенефициарах,

- расширение понятия политически уязвимое лицо на отечественных политически уязвимых лиц и тех, которые работают в международных организациях.

Одновременно с этим, Европейская комиссия и Совет предложили Положение об информации, которая сопровождает переводы денежных средств.

Но, вот что странно, предлагаемые правила различаются в зависимости от того, переводы будут

Заполнение формы займет не более 1 минуты.
Заказ звонка
* Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
Наш оператор свяжется с Вами в течение 15 минут.