kozlov@edict.ru
г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 56, оф. 26
С 30.12 по 8.01 - нерабочие дни, с 9.01 - по стандартному графику
Оставить заявку
Меню
Нотариальные действия

Вопрос № 1

Задать вопрос

Вправе ли нотариусы принимать для совершения нотариальных действий паспорта и иные документы, выданные государственными образованиями, не признанными Российской Федерацией субъектами международного права?

В Федеральную нотариальную палату постоянно поступали обращения нотариальных палат субъектов РФ о случаях предоставления российским нотариусам различных документов, выданных органами Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии. В частности, для совершения нотариальных действий представлялись документы о регистрации актов гражданского состояния; документы, удостоверяющие личность граждан; документы, подтверждающие правоспособность юридических лиц, нотариальные документы и пр.

Поскольку вышеперечисленные государственные образования не признаны Российской Федерацией субъектами международного права, возникали вопросы, должны ли считаться легитимными и приниматься российскими нотариусами документы, выданные органами самопровозглашенных государств (ст. 106 Основ законодательства РФ о нотариате).

Вместе с тем отказ в принятии документов непризнанных государств существенно нарушал права и интересы представивших данные документы граждан и юридических лиц. Так, например, нотариусами не заводились наследственные дела, если факт смерти наследодателя подтверждался свидетельством о смерти, выданных соответствующим органом самопровозглашенного государства; не удостоверялись сделки, заключаемые лицом, предъявляющим для установления личности физического лица либо подтверждения правоспособности юридического лица документ государства, не признанного Российской Федерацией; вызывала сомнения законность оформления наследственных прав по завещанию, удостоверенному нотариусом самопровозглашенного государства и т.д.

В связи с изложенным в целях защиты прав граждан и юридических лиц Федеральная нотариальная палата обратилась в Министерство иностранных дел РФ с просьбой сообщить, возможно ли принятие российскими нотариусами для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, не признанных Российской Федерацией самостоятельными субъектами международного права.

В ответ на запрос Федеральной нотариальной палаты Министерство иностранных дел РФ письмом от 2 июля 2007 г. №8349/дп относительно возможности принятия российскими нотариусами для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, не признанных Российской Федерацией самостоятельными субъектами международного права, дало следующее разъяснение.

«МИД России исходит из того, что международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях.

Так, в Консультативном заключении «О юридических последствиях продолжавшегося, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН № 276 (1970), присутствия Южной Африки в Намибии» Международный суд констатировал: Непризнание (суверенитета Южной Африки над территорией Намибии) не должно повлечь лишение населения Намибии каких бы то ни было преимуществ, получаемых от международного сотрудничества. В частности, нелегитимность или недействительность актов Правительства Южной Африки от имени или в отношении Намибии (…) не может распространяться на такие акты, как регистрация рождения, смертей и браков».

Эта позиция была воспринята Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Рассматривая вопрос о легитимности актов Турецкой Республики Северного Кипра, не признанной мировым сообществом в качестве государства, в Постановлении от 18 декабря 1996 г. по делу «Лоизиду против Турции» ЕСПЧ, сославшись на решение Международного суда по Намибии, констатировал: «Международное право признает законность некоторых юридических договоренностей и действий (непризнанного образования), например, регистрации рождения, смерти и брака, последствия которых могут игнорироваться лишь в ущерб жителям той или иной территории».

Подобных подходов придерживаются и многие национальные суды иностранных государств.

В целом, можно сделать вывод, что международное право определяет в качестве критерия законности и действительности того или иного акта непризнанного образования соответствие такого акта правам и интересам его жителей, а особенности правам, гарантированным международным правом.

Упомянутый критерий можно применять по отношению к актам органов всех непризнанных образований. Кроме того, в случае с Приднестровьем следует также руководствоваться протоколом между Приднестровьем и Республикой Молдова о взаимном признании действия на их территории документов, выдаваемых компетентными органами Сторон от 16 мая 2001 г. в соответствии с ним Республика Молдова помимо свидетельств регистрации актов гражданского состояния, удостоверений личности и паспортов признает действительными и другие документы, выдаваемые компетентными органами Приднестровья: водительские удостоверения, свидетельства о регистрации автотранспортных средств и номерных знаков; документы об образовании; документы, выдаваемые и удостоверяемые нотариальными учреждениями; свидетельства о государственной регистрации юридических лиц; трудовые книжки, документы о трудовом стаже, пенсионные документы, а также документы, подтверждающие право на льготу (при условии их действия на территории Молдавии и Приднестровья); удостоверения, разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, выдаваемые соответствующими органами. Соответственно не видим причин, по которым эти документы не могли бы признаваться и не территории России».

Заполнение формы займет не более 1 минуты.
Заказ звонка
* Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
Наш оператор свяжется с Вами в течение 15 минут.